Иван Мельников: Открыть глаза и увидеть разницу между настоящим творчеством и откровенной халтурой

9011_900 Иван Иванович Мельников
Скульптор, член Союза художников СССР (России) с 1991 года, председатель правления Самарского отделения ВТОО «СХР», действительный член Петровской академии наук и искусств. Лауреат премии ФСБ в области искусства 2013 года. Скульптуры Ивана Ивановича Мельникова украшают не только города России, его работами можно любоваться и в других странах мира.
Открыть глаза и увидеть разницу между настоящим творчеством  и откровенной халтурой — сложно, но давайте попробуем сделать это вместе с известным скульптором Иваном Ивановичем Мельниковым. Мы немного затронем политику, которой не должно быть в искусстве. Узнаем, как скульптор относятся к открытию ГЦСИ в помещении Фабрики-кухни.
-Какое у Вас отношение к Центру современного искусства, который открывается в помещении Фабрики-кухни?
-Отношение… Пожалуй, оно зависит от того, «как» и «какое» там будут показывать современное искусство. Если современное искусство, которое, например, представляет собой создание повтора работ художников Малевича и Кандинского, то отрицательно, и к тому искусству, которое было в Перми — отрицательно. А если там будет современное искусство, творимое сегодня – нашими  современниками, на основе прошлого, на базе школы реализма, доброго русского реализма, то я согласен на такое современное  искусство. А бывает так, например, нарисовал линию и говорит, что это море – на мой взгляд, это ни о чем — пустое.
-Что вы думаете о перфомансе, видео-арте, инсталляциях?:
-Ну, все это может быть только в контексте с каким-нибудь проектом, если отдельно выдергивать из него, то это публике может и нравится, не знаю, но мне это не нравится. Говоря о перфомансе… Я не понимаю, зачем красить козу — она и так красивая. Зачем хвост завязывать корове, или выкладывать на подиумы всякие экскременты? Это говорит скорее о нарушениях в психике человека. Как можно называть это искусством, если это не искусство. Далеко не искусство. Искусство — это нечто новое, основанное на традициях прошлого.
-Правильно ли, если  художники, таких новых и современных направлений будут обучать детей?
-Нет, не правильно, потому что детям нужно прививать любовь к красоте и гармонии. Если  не прививать любовь к хорошему и настоящему, то человек вырастет плохой. Только видя  красоту мира и природы  возможно создать гармонию, а для этого необходимо, чтобы ребенок учился гармонично мыслить. А гармонии, на мой взгляд, нет в том мире, который изображают художники данного направления.
— А есть ли принципиальное отличие и в чем оно между традиционными выставками в музеях и в центрах современного искусства?
-Отличие в том, что сейчас по каким-то причинам больше выделяется средств на выставки, так называемого, современного искусства. На традиционные выставочные проекты не добьешься денег, или предоставляют залы такие, где просто не показать всего — это не правильно. В искусстве не должно быть политики.
-А не считаете ли вы, что название  современное искусство как бы захватывает право на современность, а что традиционные художники, рисующие в классическом, традиционном стиле, — они не современные?
-Нет, они все современные. Художник это кто? Человек, который своими глазами видит красоту, передает ее на холст и приглашает зрителя увидеть эту красоту. Не зря говорят, художник — это глаза человечества. И как смотрит художник — так и видит весь мир. А у нас получается так, что некоторые художники порой показывают самое низкое, самое плохое. Это развращает вкус тех,  кто это видит и ведет к агрессии, которой и так много в мире. Агрессия – это разрушения. Посмотрите, что мы видим по  телевизору, скоро смотреть его станет невозможно – одно насилие.
-А есть ли преемственность между классическим искусством и современными направлениями?
-Ну, я знаю многих ребят, которые получили классическое образование. Они занимаются современным искусством достаточно успешно, и их произведения глубокие и осознанные. Различия есть и видно: человек осознанно пришел к созданию этой формы или картины, или поверхностно.
-А что для Вас форма и содержание в искусстве?
-Сама по себе форма идет от природы. Гармония таких форм создает мир. Гармония возникает в  зависимости от того, насколько лучше ты сопоставишь эти формы. Я люблю заниматься их сопоставлением.
-Как сегодня развивается  живопись и скульптура, есть ли у нее будущее и появляются ли новые формы передачи художественных смыслов?
-Сейчас живопись и скульптура развивается в направлении, при котором все зависит в большей степени от заказчика. Также и в живописи, очень мало той, которая была, например, в конце девяностых годов. Если сравнивать эти периоды, то разница ощутимая. Раньше писали картины потому, что были заказы для музеев, для предприятий. Сейчас пишут на потребу дня – кустики, дорожку, травку, а какую цветовую гамму создать —  исходят от предпочтений заказчика.
-Нуждаются ли художественные, художественно-образовательные учреждения  в улучшении материально-технической базы?
-Да, несомненно, без материальной базы сложно на высоком уровне обучать студентов — это первоочередная задача. Насколько оснащён институт, настолько и более квалифицированные студенты выпускаются. Взять в качестве примера декоративно-прикладной институт в Мордовии и нашу академию культуры — большая разница и внутри, и в содержании. Но, несмотря на это, наши ученики завоевывают первые места на триеннале, биеннале — это радует. Хочется, чтобы эти молодые люди были востребованы и имели место работы. Ведь если востребованности нет, художник быстро забывает всё, чему учился.
-Расскажите, есть ли у Вас проекты, идеи которые вы бы воплотили, если бы вам предоставили помещение подобное помещению Фабрики-кухни?
-Уже несколько лет провожу мероприятия, которые называются «воспитание искусством», где дети из художественных школ, детских домов проживают вместе с художниками, как правило, в течение двух, десяти дней. Они изучают живопись, декоративно-прикладное искусство, ткачество и искусство  керамики. Проходят занятия по искусствоведению. А сейчас мы договорились с Исаклинским районом – там это мероприятие будет проходить три недели. Результаты таких проектов всегда положительные. А что касается бывшего здания Фабрики-кухни, то лучше сделать на его базе дом изобразительных искусств, где можно будет проводить и мастер-классы, и приглашать мастеров из других городов по всем направлениям и течениям в искусстве. Думаю, от этого Самара выиграет гораздо больше, чем если отдаст это помещение только одному направлению.
-Расскажите, пожалуйста, есть у Вас какой-то современный художник, которого вы считаете более талантливым, и чьи выставки вы бы порекомендовали посетить.
-Талант – это, прежде всего, труд. И многие художники, которые трудятся — достаточно известны, как в России, так и за рубежом. В Питере много таких художников. К примеру, Анатолий Рыбкин, Борисов Сергей, Валентин Резчиков. В Москве — председатель союза Ковальчук Андрей, Николай Боровских. Очень интересно  было бы посмотреть в Самаре Церетели. Много художников, которые действительно знают свое дело, оставляют прекрасный след в этой жизни, на этой земле.

9462_900 9604_900

10401_900 10532_900

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.