Рецензия на фильм Реквием по мечте.

Очередное заседание самарского киноклуба СВ было посвящено фильму «Реквием по мечте», режиссер Даррен Аронофски. Другие его работы: Черный лебедь, Рестлер, Пи, тоже нужно обязательно посмотреть. Пишу так потому, что это первый режисер, который сумел достучаться до моих  физиологических реакций, последние десять минут меня просто выворачивало.

Всегда думал, что фраза «меня тошнит от этого фильма (книги, спектакля)» просто фигура речи, теперь знаю, что это не так. Так что, как минимум, режессура фильма — на высоте.

nachali

Свернуть )
Сюжет фильма довольно прост: молодой наркоман, вместе со своей девушкой и другом (тоже наркоманами) катятся по наклонной плоскости. Фильм начинается с эпизода выноса телевизора из дома.

tele

Затем падение ускоряется — приятели начинают торговать зельем и оканчивается терминальной фазой. В отдельную сюжетную линию можно выделить историю мамы главного героя.
Фильм называется «Реквием по мечте», но с тем же основанием его можно было бы назвать «Реквием по душе» или «Реквием по человечности» Двигаясь, каждый по своей сюжетной линии герои с каждым шагом терают свое человеческое содержание. Как сказал, опираясь на Карла Маркса, С. Е. Кургинян в передаче Смысл Игры 46«человеческая сущность — это необусловленность» Герои обуславливаются все больше и больше, теряя в конечном итоге свою человеческую сущность.
Все заканчивается трагически, главный герой теряет руку, его друг оказывается в тюрьме, мама в психушке, а подруга становится проституткой. Фильм, считаю, нужно показывать молодежи старше 16, как прививку от наркотиков.
Но, на мой взгляд, режиссер ставит проблему шире. Мама главного героя сходит с ума и теряет свое человеческое содержание не столько от таблеток при помощи которых борется с лишним весом, сколько от страстного желания стать героиней телешоу, ради чего она идет на все.
Тут есть один тонкий момент. Человеческая сущность это необусловленность или, если говорить более традиционным языком — свобода воли, но чтобы быть, то есть чтобы преобразовывать мир, душа человека должна чем-то обусловиться, принять форму или надеть некий экзоскелет  — обрести дух. Так вот этот дух может быть разным, дух общий для всех четверых — это дух самоублажения и он оказывается той формой которая в конечном итоге пожирает свое содержание.
Интересная деталь, которая, как мне кажется, подтверждает мою концепцию — в заключительных кадрах фильма режисер показывает всех четверых лежащих в позе эмбриона, как бы констатируя потерю ими своей человеческой необусловленности.

end


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *