За веру страдать надо
-
На днях посмотрел фильм «В огне брода нет» – режиссёрский дебют в полнометражном кино известного советского и российского режиссёра Глеба Панфилова. Фильм вышел в прокат в 1968 году и получил широкое признание за новый взгляд на гражданскую войну. Картина также получила зарубежный приз «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно.
Сюжет картины разворачивается в 1918 году, во время Гражданской войны. В центре сюжета работники санитарного поезда, который привозят раненых с фронта. Поезд прибывает на станцию, где мы знакомимся с действующими лицами. Главная героиня – наивная, глуповатая и невзрачная санитарка Таня Тёткина (Инна Чурикова), большевики – начальник поезда комиссар Иван Игнатьич Евстрюков (Анатолий Солоницын) и санитар Фокич (Михаил Глузский), возлюбленный Тани красноармеец Алёша Семёнов (Михаил Кононов) и вторая санитарка Мария (Майя Булгакова).Итак, поезд прибывает на станцию, где молодая Таня знакомится со своей первой любовью – Алёшей, но парня интересуют не высокие чувства, а как бы быстрей затащить Таню в постель. Игнатьич и Фокич рассуждают о смысле революции и оправданности большого числа жертв. Мария занята поиском очередного хахаля, которого вскоре и находит: он остаётся в поезде на подхвате и соглашается работать за еду.
Вскоре поезд отправляется на фронт чтобы забрать очередных раненных, и перед нами разворачивается ужасная картина, в центре которой – молодой парень (мальчик) и его мать, которую не пускает в поезд Фокич. Мальчика спасти не удаётся, и новый «муж» Марии «набрасывается» на Фокича за то, что он не пустил мать попрощаться с сыном, и вообще кому нужны эти жертвы? Фокич называет его контрой. Тем временем к поезду прицепляют агитвагон, в котором трудится художник Василий. В вагоне мы обнаруживаем несколько одинаковых портретов Маркса и Ленина – искусство поставлено на конвейерное производство. Василий обнаруживает, что Таня тоже рисует и признаёт её талант, говорит чтобы она себя берегла. Затем поезд отправляется за очередными раненными, перед этим Таня провожает Алёшу на фронт, «муж» Марии сбегает от неё в местечко потеплее, а Игнатьич убегает с проходящим мимо поезда эшелоном, Мария отправляется за ним. В заключительной сцене фильма Таня и Фокич попадают в плен к белому благородному полковнику, побеседовав с Таней и поняв, что она не до конца привержена идеям коммунизма, отпускает её. После того как Фокича убивают она, осознав свою ошибку, возвращается к полковнику с камнем (очень символично на фоне икон и рассуждения о том, что за веру страдать надо, кто безгрешен — пусть кинет в меня камень) и тоже погибает.
После описания нехитрого сюжета перейдём к разбору персонажей. Первое, что можно выделить – трёх персонажей, которые как мне кажется олицетворяют метафизические сущности. Это Таня – душа народа – неказистая, но тем не менее обладающая своей жемчужиной, Игнатьич – дух коммунизма, а белый полковник – дух царизма. В подтверждение этого может служить то, что только эти персонажи произносят сакральное название фильма – «В огне брода нет». Остальные персонажи олицетворяют воплощение этих сущностей в людях. И вот тут-то и кроется главный подвох фильма. Пойдём по порядку. Фокич – одноногий инвалид (но об этом ниже) – тупо подчиняющийся правилам и жаждущий кровищи, красноармеец Алёша, которому нафик эта революция не сдалась, а лишь ба бабу в пастель затащить, Мария – гулящая и пьющая… Ну конечно, её «муж», который ушёл из семьи потому, что большевики отобрали всю еду, а дом там, где кормят, и плевать с кем – с красными или белыми, лишь бы кормили. Вот чего по-настоящему хочет народ: жрать, любовных утех и кровищи. Чувство ненависти автора к простым людям, не покидает весь фильм, даже не помогают ложки мёда, добавленные персонажам для галочки. Ну и конечно, финальная сцена фильма: душа народа – единственная жемчужина – погибает после того, как присягнула идеям коммунизма. А предупреждали ведь «умные» люди искусства – береги себя – не сберегла.
Отдельной темой в фильме проходит тема больных людей (инвалидов). Этой чертой наделены только люди, приверженные какой-то идее: Игнатьичу колют уколы, белый полковник пьёт лекарство, а Фокич – вообще безногий калека. В общем, все идейные люди – больные.
В подтверждение вышесказанного можно обратиться к современным работам Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» о последних полутора годах жизни и гибели последнего царя династии Романовых – Николая II – и его семьи и к телесериалу «В круге первом» первой масштабной экранизации произведения А. И. Солженицына. Вот что сам режиссёр сказал об этой картине: «Я прочитал роман в 1974 году и был потрясён. «Вот это бы сделать!» — подумал я тогда. Но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет».
Пот тонкой плёнкой положительных моментов скрывается гнилое содержание: так и вижу как неподготовленный зритель аплодирует стоя, а разборчивая диссида хохочет в сторонке и говорит: «Хлопайте, хлопайте над тем, как мы вас в очередной раз опустили». Вот такие деятели снимали в СССР патриотическое кино!
P.S. Во многих кадрах в фильме присутствует собака (дворняга). Так и хочется сказать: собачья у нас жизнь, товарищи, собачья, а может эта собака и олицетворяет народ – вот почему Таня так её любит и постоянно тискает – очень символично.