Вновь в Самаре, как и в прошлом, и в позапрошлом году начались интенсивные действия по установке памятника белочехам на улице Красноармейской, в непосредственной близости от памятника красноармейцам, расстрелянным во время присутствия легионеров в нашем городе. В прессе появляются публикации, в которых представители министерства обороны РФ выражают свою обеспокоенность тем, что памятник легионерам, несмотря на неоднократные попытки установить его в Самаре, так до сих пор и не занял своего места на одной из центральных улиц города. Руководитель управления МО по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов заявляет о том, что неустановка памятника чешским легионерам в Самаре повлечет за собой некую обостренную реакцию по отношению к мемориалам советским воинам, павшим за освобождение Чехословакии от фашизма. Далее последовали уже заявления представителей Чешского МО, которые недовольны тем, что из-за протестов самарцев памятник уже пять лет не может быть установлен.
Да, самарцы протестовали и будут протестовать против того, какую форму приняла, казалось бы, невинная идея поставить некий памятный знак людям, навек оставшимся в чужой земле, чтобы родственники и соотечественники могли бы помянуть своих родных и земляков там, где они когда-то были похоронены. Но в Самаре нет сохранившихся могил легионеров, которые, конечно, надо было бы и обустраивать и держать в должном порядке. Зато есть многочисленные братские могилы расстрелянных ими красноармейцев. Вместо здравого подхода к этому непростому вопросу, мы стали заложниками некой программы «Легионы 100» в соответствии с которой к 100-летию чехословацкого легиона в десятках регионов России должны быть установлены помпезные монументы, и обязательно на центральных улицах наших городов. «Склоните головы перед могилами героев» — написано на некоторых из них.
Есть большие разногласия в российском обществе относительно роли белочехов в нашей гражданской войне. Чешские легионеры, к слову, являлись автономной частью, входящей в состав французской армии, то есть фактически интервентами на российской земле. Можно также отметить, что при штурме Самары в июне 1918 года, по некоторым данным, было убито не менее тысячи красноармейцев и сторонников советской власти.
Одним словом, поставить крест на могиле, и тогда, когда такая могила реально существует, это одно, а символически с триумфом вернуться в захваченный сто лет назад город, это немного другое. И самарцы это прекрасно понимают.
Кроме того, совершенно очевидно, что попытки именно таким вызывающим и провокационным образом установить памятник легионерам на руку тем недоброжелателям и российского и чешского государства, которым хотелось бы внесли раздор между нашими дружественными и симпатизирующими друг другу народами.
Напомню, что Самарское отделение общероссийского общественного движения «Суть времени» провело в конце декабря 2015 года экспресс-опрос жителей города и области. Мы выяснили, что 89,1 % опрошенных против установки памятного знака легионерам на улице Красноармейской, результаты опроса были отправлены в органы власти. Затем буквально за несколько пикетов были собраны 500 подписей самарцев против установки памятника чехословацким легионерам на улице Красноармейской в Самаре, 7 июля 2016 года эти подписи были переданы в приемную Губернатора.
Мы, самарская ячейка общероссийского движения «Суть Времени», заявляем, что продолжим всеми законными средствами противодействовать попыткам вызывающим и провокационным образом установить памятник легионерам на Самарской земле.