На прошлом заседании ячейки обсуждался фильм «Отец Солдата».
Режиссер Темо Микадзе, автор сценария Сулико Жгенти, постановка Резо Чхеидзе, в главной роли Серго Закариадзе.
Фильм начинается музыкальной темой "Священная война" обработанной для скрипки, что сразу задает особый тон повествованию.
Сюжет фильма в следующем: Второй год войны, из грузинского села на встречу с сыном, который находится в госпитале, отправляется главный герой — Отец Солдата. Односельчане провожают Георгия Махарашвили, каждый надеется, что в большом мире Георгий узнает что-нибудь о ком-то из близких — сыне, муже… .
Одна эта сцена безотносительно к её художественному качеству, говорит о многом. О величии русской и советской истории, тогда, когда Россия идет своим предначертанным ей путем, который с ней готовы разделить многие народы. И о постыдности отказа от этого пути, когда вчерашние братья становятся врагами.
С кем сегодня Россия встретит врага, если придется? Не то что Грузия, а уже и Украина осталась по другую сторону.
Следующая ключевая сцена — путешествие старика на повозке от станции до госпиталя. Поначалу попутчики встретили его сдержано, места в повозке мало, а у этого грузина еще и несколько мешков. Но за плату возница согласился провезти лишнего пассажира (притом, что остальных, наверное везет бесплатно — это видно по тому как они общаются по дороге). Да и сам Георгий не очень-то идет на сближение, на вопрос возницы — "А ты почему не в армии", отвечает: "Э… какое моё дело, это ты молодой должен воевать."
Но все меняется, когда попутчики узнают, что старик едет к сыну в госпиталь. Он становится своим, с которым нельзя хитрить и с которого, конечно, нельзя взять за проезд, а наоборот нужно помочь кто и как может.
Сцена, на мой взгляд, символична. И смысл её в том,что каждый народ становится в России своим настолько, насколько он разделяет её историческую судьбу, притом, что самую высокую цену за это всегда платит русский народ.
Отец Солдата не успел к сыну, его уже несколько дней как выписали из госпиталя, но товарищи по палате сказали Георгию, что часть стоит недалеко от города в селе Демидово и он сможет туда добраться.
Это оказалось не так легко, как казалось, и все же старик с приключениями, но почти добирается до села, где должен быть его сын. Но внезапный прорыв немцев делает встречу невозможной. По пути в Демидово Георгий знакомится с бойцом, возвращающимся в свою часть после ранения — Аркадием Ершовым.
Конечно, эта встреча неслучайна. Старик не может ехать дальше, проездной документ у него только до станции где находится госпиталь и начальник станции не дал ему разрешения до Демидово, хотя старик упрашивал его целый день.
Для Аркадия все просто — да плюнь ты на эти бумажки, до Демидово два часа — на любом эшелоне доедешь. Но Георгию трудно переступить через годами выработанное уважение к документу. Аркадий выступает в качестве классического помощника героя,
который является ему в каждом мифе или сказке и помогает герою переступить некий порог, после которого,собственно и начинается приключение. Ведь все что происходило до этого только подготовка к главному.
Георгий делает шаг навстречу своей судьбе, запрыгивая вслед за Аркадием Ершовым на платформу уходящего эшелона. С этого момента начинается его новая жизнь. На следующий день Георгий Махарашвили принимает свой первый бой. Подразделение Аркадия Ершова в котором он оказался атаковано прорвавшимися немцами. Уже находясь под обстрелом старик все еще остается прежним человеком, когда рядом с ним загорается пшеница — он пытается её тушить и зовет на помощь остальных — "Хлеб горит!"
Прикрывая отход подразделения, Аркадий был ранен, старик пытается вынести его с поля боя, но в ту минуту когда он отлучился чтобы найти дорогу, фашист добил раненого товарища. Это переломный момент для Георгия Махарашвили. Он голыми руками убивает фашиста. Он становится бойцом.
Когда человек становится воином, и как это происходит? В фильме "Отец солдата" это происходит, когда у тебя на глазах убивают товарища и ты понимаешь, что жить на одной земле с этим злом нельзя. Вот пшеничное поле, а дома у Георгия виноградник, это возделанный человеком мир — Космос надежно, как всем кажется, защищенный от Хаоса. Но вот в этот мир врывается что-то, что уничтожает все что тебе дорого и оказывается, что возделанный мир хрупок и беззащитен, и только человек может защитить его от зла. Человеком же зло входит в мир. И ты должен встать на его пути.
Георгий Махарашвили идет солдатскими дорогами войны. На том пшеничном поле он стал частью Удерживающего мир от зла , которым была в это время Армия СССР
Георгий не встречает сына, но однажды видит это:
Это один из главных эпизодов фильма, таким же эпизодом фильм и закончится. А смысл его вот в чем, есть такая поэма, такого как бы поэта Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», в целом конъюнктурная как многое, что писал Евтушенко, но там есть строки, которые выражают предельные основания советского человека:
…Да, юность, мальчик мой, невозвратима,
но посмотри в окно: там есть плотина?
И, значит, я на свете тоже есть… .
Это не очень утешает человека? А нужно ли всегда его утешать, от колыбели до могилы? Может быть зрелое человечество не будет так нуждаться в утешении, как раньше? Утешения в этом нет, но силы в этом черпать можно, это доказано массовым героизмом советских людей.
Другой ключевой эпизод фильма — эпизод с виноградником. Здесь Георгий не дает молодым советским танкистам опробовать танк на немецком винограднике. Причем дело доходит даже до драки.
А ты видел что они у нас делали? — Это они делали! А ты, что, фашистом стал, да? -Отвечает старик. И бойцы-танкисты с ним соглашаются. В этой сцене мы видим то понимание фашизма, с которым Советская Армия одолела врага и водрузила красное знамя над Берлином. Как все плохое вместе, сочетание всяческого зла. И тогда этого было достаточно, но глубинная сущность фашизма осталась не то чтобы не понятой, а как бы проигнорированной, что ли. Ведь и немецкий лейтенант-танкист из какой-нибудь южной немецкой земли мог любить виноград и не дал бы своим танкистам разворотить виноградник где-то на Кавказе, например. Да и вообще, каждый отдельный фашист мог обладать целым рядом тех или иных положительных качеств, что не вписывается в концепцию квинтэссенции зла, которая безраздельно господствовала в советском кинематографе. Впрочем нет, иногда фашистов еще показывали идиотами.
Смысл фашизма в том, чтобы топтать сапогом лицо человека и чтобы это продолжалось вечно, как сказал в своем романе "1984" Оруэлл, то есть в абсолютизации духа господства, при этом вполне можно любить виноградную лозу. А можно быть советским танкистом, который не видит разницы в том где проехать его танку — по дороге или через виноградник и быть далеким от фашизма настолько же, как и от высокой культуры, которая не позволит давить живую лозу. Это, помимо прочего, стало причиной реставрации капитализма в России, во всем плохом видели фашизм, а в том в чем он гнездился и вырос — не углядели.
Георгий находит сына и, в может быть последнем бою войны, он гибнет на глазах у отца.
Двигаясь дальше по дорогам Германии отец снова встречает знакомую надпись.
Жизнь каждого человека должна стать мостом в будущее для других людей — в этом простая, неутешительная, но благородная максима советского человека. Фильм об этом.
Обсуждая этот фильм мы коснулись понятия Духовный дом, которое в своих лекциях о Гете не раз упоминал Сергей Кургинян. Советский духовный дом, по-видимому, не был достроен, но он есть и фильм "Отец соллдата", конечно, один из камней в этом доме.